
Сражение у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года
Художник И.Н Деменьтев 2014 год. ЦВММ

Штурм крепости Корфу 18 февраля 1799 года
ЦВММ.
Художник В.А. Печатин 1954 год.
Региональная олимпиада для школьников как средство прославления святого праведного воина Ф.Ушакова
С.Г.Макеева, доктор педагогических наук,
профессор Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского
Региональная олимпиада для школьников как средство прославления святого праведного воина Ф.Ушакова
Аннотация.В статье описывается опыт подготовки и проведения региональной олимпиады для школьников 4-8 классов. Раскрываетсясодержаниевикториныиконкурсадетскихпроектов.
Annotation. The article describes the experience of preparing and conducting a regional competition for schoolchildren in grades 4-8. The content of the quiz and competition of children's projects is revealed.
Ключевые слова: православная культура, викторина, проекты. Key words: Orthodox culture, quiz, projects.
На повышение уровня религиозно-культурного просвещения, духовно-нравственного воспитания студенческой молодёжи, школьников направлен Договор о сотрудничестве Ярославской митрополии и Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, заключенный в 2015 году. В рамках этого договора силами студенческого «Православного сообщества молодёжи» и магистрантов, осваивающих программу «Преподавание основ религиозных культур и светской этики», проводятся городские, районные, региональные олимпиады среди школьников, посвящённые памяти Ф. Ушакова.
В настоящее время педагогически востребованным стало проведение внеурочных мероприятий, внеклассных занятий, призванных углублять, дополнять знания обучающихся и активизировать самостоятельный поиск детьми интересующей их информации. Одной из таких форм работы, способствующей развитию познавательной деятельности учащихся, является олимпиада по предметам. Исходный смысл этого слова – соревнование, состязание. В 20-40 годы прошлого века под названием олимпиады получили распространение творческие конкурсы школьников, смотры знаний в отдельных образовательных областях. На сегодняшний день олимпиада – достаточно традиционное явление, направлена на проявление познавательных способностей школьников, их творческой активности. Однако олимпиада как форма духовно-нравственного образования и воспитания школьников практически не используется. Методических указаний и рекомендаций по проведению такой олимпиады пока явно недостаточно.
В Ярославской области региональная олимпиада для школьников, посвящённая 200-летию памяти святого праведного воина, адмирала Ф. Ф. Ушакова, состоялась в 2016-2017 учебном году.
Приоритетными целями выступали следующие:
1) духовно-нравственное воспитание школьников через ориентацию на личность Ф. Ушакова как носителя христианских ценностей, составляющих национальный воспитательный идеал;
2) развитие познавательного интереса у школьников к истории Отечества, религиозной культуре, краеведению;
3) формирование эффективной модели сотрудничества государственных и церковных институтов в сфере образования.
Положение об олимпиаде было утверждено Департаментом образования Ярославской области. Олимпиада получила поддержку международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».
Основной замысел олимпиады заключался в развитии у школьников познавательного интереса к своему отечеству, уважительное отношение к его прошлому, воспитания чувства гордости за своих соотечественников.
Поскольку содержание понятия "Отечество" складывается в сознании детей через формирование представлений о его территориальном, историко-культурном и духовном пространстве, вопросы олимпиады и тестовые задания по характеристике личности Ф. Ушакова, анализу его жизненного пути связывались с выявлением имеющихся у школьников исторических, географических, культуроведческих (в том числе религиозно-культуроведческих) знаний, включая полученные сведения по художественной культуре и искусству. При этом предполагалось, что подготовка к олимпиаде будет мотивировать школьников к самообразованию в этих областях.
Образовательные аспекты Отечествоведения |
Содержание информации |
История
|
- история создания российского флота; - Дни воинской славы России; - знаменитые военачальники; - фалеристик; - геральдика
|
География |
- границы России; - места морских сражений; - географические объекты, носящие имя Ф. Ушакова |
Православная культура |
- понятия - «праведный», «святой», «молитва», «подвиг»; - православная фразеология; - церковнославянизмы; - военно-морские соборы; |
Родная словесность |
- профессиональная флотская лексика; |
Отечественная художественная культура |
- живопись: художники - моренисты, художники - портретисты; - музыка: музыкальные инструменты, музыкальные жанры; - литература; |
Приводим некоторые примеры вопросов и тестовых заданий.
1. «Что символизирует дуб, изображённый на гербе дворянского рода Ушаковых?»
2. «Фёдор Ушаков причислен к лику святых в чине: а) священномучеников; б) праведников; в) преподобных; г) благоверных
3. «Прочитайте текст церковного песнопения: «Величаем тя, святый праведный воеводо Феодоре, на суше и на море Православие утвердившаго и Русь прославльшаго». Данное песнопение относится к жанру: а) тропаря; б) кондака; в) величания; г) стихиры».
4. «Отметьте высказывание, которым не руководствовался Фёдор Ушаков в своей жизни: а) Долго рассуждай, да скоро делай; б) Без Бога ни до порога, а с Богом хоть и за море; в) Умей быть солдатом, чтоб быть генералом; умей быть матросом, чтоб быть адмиралом; г) Око за око, зуб за зуб».
5. «Орден имени Феодора Ушакова был учреждён вовремя: а) Русско-турецкой войны (1877-1878); б) Русско-японской войны (1904-1905); в) Первой Мировой войны (1914-1918); г) Великой Отечественной Войны (1941-1945)».
Значительная часть вопросов и заданий посвящалась непосредственно биографии Ф. Ушакова, его происхождению, родственному окружению.
Школьный этап олимпиады содержал 3 варианта заданий (блок теста и блок открытых вопросов) для разных возрастных групп: 4, 5-6 и 7-8 классы. Если четвероклассники в ответах на вопросы и задания религиозно-культурного содержания опирались на учебную информацию, освоенную в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», то учащиеся основной школы привлекали знания из учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В школьном этапе олимпиады приняло участие 47 общеобразовательных школ и православных гимназий Ярославской области. Общее число участников составило почти 900 человек. Для определения школ-победителей был введен особый коэффициент массовости, который позволил увеличить количество участников олимпиады среди общеобразовательных школ.
По итогам школьного этапа олимпиады были сформированы разновозрастные команды учащихся, которые приняли участие в областном этапе олимпиады. Областной этап включал защиту школьных исследовательских и творческих проектов, посвященного Федору Ушакову. Мы исходили их того, что олимпиада в ее современном педагогическом понимании не должна сводиться к викторине, ограничиваться набором тестов. Знаниевый результат духовно-нравственного развития обучающихся составляет, согласно ФГОС, лишь его первый уровень. Для достижения более высоких уровней необходимо получение школьниками опыта ценностного отношения к приобретаемой информации, ее личного переживания в учебно-социальном взаимодействии с другими членами детского и взрослого образовательного сообщества. Это будет ставить школьников в позицию субъектов выстраивания своего образовательного пространства.
Были предложены темы проектов по различным образовательно-предметным областям: «Его имя носит…», «История одного экспоната», «Так громче, музыка, играй победу!», «Образ Ушакова в живописи и скульптуре», «Малая родина адмирала», «Ода герою».
Учащиеся Рыбинской православной гимназии им. Прп. Серафима Вырицкого поразили жюри масштабностью проделанной работы и по-настоящему научным подходом к выполнению проекта. Школьники поставили цель - исследовать влияние малой родины на характер будущего адмирала. Ребята сами создали мультимедийное пособие, интерактивную карту - путешествие по местам боевой славы Ф. Ушакова. Команда из Первомайской школы села Кукобой отличалась замечательной актерской игрой: и в презентации своего творческого проекта раскрыла особенности морских сражений адмиральской эскадры.
Команды-победители были награждены поездкой в г. Санкт-Петербург и г. Кронштадт.